Христианство буддизм ислам таблица – Сравнительную таблицу по четырем религиям: православие, ислам, буддизм, иудаизм.

Сравнительная таблица: буддизм и христианство

  ТХЕРАВАДА МАХАЯНА ХРИСТИ­АНСТВО
БОГ Нирва­на, абстракт­ная пусто­та. Нирва­на, абстракт­ная пусто­та, а так­же недиф­фе­рен­ци­ро­ван­ная сущ­ность Будды. Объек­тив­но суще­ству­ю­щая и неиз­мен­ная Личность.
ЧЕЛОВЕК Непосто­ян­ное соеди­не­ние пяти состав­ля­ю­щих. Непосто­ян­ное соеди­не­ние пяти состав­ля­ю­щих. После смер­ти лич­ность какое-то вре­мя суще­ству­ет в «Чистой зем­ле». Сотво­рен по обра­зу и подо­бию Божье­му. После смер­ти лич­ность не пре­кра­ща­ет суще­ство­вать.
ПОСМЕРТНАЯ УЧАСТЬ ЧЕЛОВЕКА
За­ви­сит от его зем­ной жиз­ни (от­ка­за от на­си­лия, во­ровст­ва, бес­по­ря­доч­ных по­ло­вых свя­зей, лжи, опья­ня­ю­щих и т.п. ве­ществ). Пос­ле смер­ти че­ло­ве­ка, его ду­ша, со­глас­но за­ко­ну кар­мы, про­хо­дит бес­ко­неч­ный ряд пе­ре­се­ле­ний, во­пло­ща­ет­ся в лю­дях, рас­те­ни­ях, жи­вот­ных, не­бо­жи­те­лях. Цель пу­ти – из­бав­ле­ние от пе­ре­рож­де­ний и от стра­да­ния (до­сти­же­ние нир­ва­ны). Цель пу­ти – уже не пре­кра­ще­ние пе­ре­рож­де­ний (нир­ва­на), а про­буж­де­ние (про­свет­ле­ние, бод­хи).? За­ви­сит от его зем­ной жиз­ни (ис­пол­не­ния за­по­ве­дей Бо­га). Все­об­щее вос­кре­се­ние мерт­вых со­вер­шит Иисус Хрис­тос при Сво­ём Вто­ром при­шест­вии. Участь пра­вед­ни­ков – бес­ко­неч­ное бо­го­поз­на­ние, бо­го­об­ще­ние и бо­го­упо­доб­ле­ние (обо­же­ние), греш­ни­ков — веч­ные му­ки не­рас­ка­ян­ных страс­тей и не­спо­соб­нос­ти при­об­щить­ся к Бо­гу.
ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА Мы стра­да­ем, пото­му что жела­ем того, что вре­мен­но, и это удер­жи­ва­ет нас в рам­ках иллю­зии суще­ство­ва­ния наше­го «я». То же, что и в тхе­ра­ва­де. Мы стра­да­ем из-за послед­ствий гре­хо­па­де­ния: гре­ха и смер­ти. Будучи сотво­ре­ны по обра­зу Божье­му, мы можем пол­но­цен­но жить толь­ко в обще­нии с нашим Творцом.
ЕЕ РЕШЕНИЕ Избав­ле­ние от всех жела­ний, чтобы понять, что «я» не суще­ству­ет, и тем самым обре­сти посто­ян­ство. Осозна­ние при­ро­ды Будды внут­ри себя. Богооб­ще­ние и обо­же­ние как цель жиз­ни.
СРЕДСТВА Собствен­ные силы. Следо­ва­ние Средин­ным путем и накап­ли­ва­ние кар­ми­че­ских заслуг. Собствен­ные силы. Восьме­рич­ный путь, опу­сто­ше­ние ума, испол­не­ние риту­а­лов, осо­зна­ние при­ро­ды Будды внут­ри себя, заслу­ги бод­хи­сат­вы. Синер­гия – сов­мест­ные уси­лия Бога и чело­ве­ка в деле спа­се­ния.
РЕЗУЛЬТАТ Вхожде­ние в нир­ва­ну, где «я» пре­кра­ща­ет свое суще­ство­ва­ние. Возвра­ще­ние в каче­стве бод­хи­сат­вы, чтобы помочь дру­гим вой­ти в нир­ва­ну или в «Чистую зем­лю», отку­да мож­но вой­ти в нир­ва­ну. Обрете­ние пол­но­цен­ной жиз­ни в веч­ном обще­нии с любя­щей Лично­стью — Богом.
ТХЕРАВАДА ХРИСТИАНСТВО
Будда не утвер­ждал, что име­ет какие-то осо­бен­ные отно­ше­ния с Богом. По сути дела, Будда вооб­ще не счи­тал вопрос о суще­ство­ва­нии Бога важ­ным, посколь­ку пола­гал, что эта про­бле­ма не име­ет отно­ше­ния к избав­ле­нию от стра­да­ний. Иисус гово­рил о Своём Богоче­ло­ве­че­стве (см. Ин.3:16; 6:44; 10:30; 14:6,9) и явил его.
Будда гово­рил, что он ука­зы­ва­ет путь, кото­рый при­ве­дет к избав­ле­нию от стра­да­ний и про­свет­ле­нию. Иисус гово­рил, что Он Сам есть тот путь, бла­го­да­ря кото­ро­му мы можем обре­сти спа­се­ние и веч­ную жизнь (см. Ин. 14:6).
Будда учил, что путь к избав­ле­нию от стра­да­ний лежит в избав­ле­нии от жела­ний. Христос учил, что избав­ле­ние от стра­да­ний кро­ет­ся не в избав­ле­нии от жела­ний, но в обре­те­нии пра­виль­ных устрем­ле­ний (см. Мф. 5).
МАХАЯНА ХРИСТИАНСТВО
Есть мно­го бод­хи­сатв. Сын Божий вопло­тил­ся один раз. (Евр.9:27-28).
Бодхи­сат­ва­ми дви­жет чув­ство состра­да­ния к миру, одна­ко это чув­ство не отра­жа­ет чувств, кото­рые испы­ты­ва­ет к миру Пусто­та. Богоче­ло­век Иисус Христос — уни­каль­ное про­яв­ле­ние люб­ви Бога к миру (см. Ин. 3:16; Рим. 5:8; 1Ин.4:10).
Бодхи­сат­вы счи­та­ют мате­ри­аль­ный мир иллю­зи­ей, от кото­рой необ­хо­ди­мо изба­вить­ся. Библия гово­рит, что Бог сотво­рил все­лен­ную и был ею дово­лен (см. Ин. 1:3; Быт. 1:31).
Бодхи­сат­вы пре­одо­ле­ли свой грех (т. е. при­вя­зан­ность к сво­е­му «я», неве­же­ство) в про­цес­се про­хож­де­ния через мно­же­ство жиз­нен­ных цик­лов. Иисус Христос был без­гре­шен с момен­та вопло­ще­ния, и Ему не нуж­но было избав­лять­ся от греха (см. Мф.27:4; Лк.23:41;2Кор.5:21; Евр.4:15).

azbyka.ru

Мировые религии (буддизм, христианство, ислам), их краткая характеристика

Еще одно отличие христианства состоит в том, что любая этическая и религиозная система представляет собой путь, следуя которым люди приходят к определенной цели. А Христос начинает именно с этой цели. Он говорит о жизни, истекающей от Бога к людям, а не о людских усилиях, которые могут вознести их до Бога.

Распространяясь в среде евреев Палестины и Средиземноморья, христианство уже в первые десятилетия своего существования завоевало приверженцев и среди других народов. Уже тогда выявился свойственный христианству универсализм: общины, разбросанные по огромному пространству Римской империи, ощущали, тем не менее, свое единство. Членами общин становились люди разных национальностей. Новозаветный тезис «нет не эллина, ни иудея» провозгласил равенство перед Богом всех верующих и предопределил дальнейшее развитие христианства как мировой религии, не знающей национальных и языковых границ.

Хочу отметить, что с момента зарождения этой религии ее приверженцы подвергались жестоким гонениям (например, во времена Нерона), однако в начале IV века христианство становится официально дозволенной, а к концу века, при императоре Константине, господствующей религией, поддерживаемой государством. К X веку почти вся Европа стала христианской. Из Византии христианство было воспринято в 988 г. Киевской Русью, где стало официальной религией.

Начиная с IV века христианская церковь периодически собирает высшее духовенство на так называемые вселенские соборы. На этих соборах разрабатывалась и утверждалась система вероучения, формировались канонические нормы и богослужебные правила, определялись способы борьбы с ересями. Первый вселенский собор, состоявшийся в Никее в 325 году, принял христианский символ веры — краткий свод главных догматов, составляющих основу вероучения.

Христианство развивает созревшую в иудаизме идею единого Бога, обладателя абсолютной благости, абсолютного знания и абсолютного могущества. Все существа и предметы являются его творениями, все создано свободным актом Божественной воли. Два центральных догмата христианства говорят о триединстве Бога и Боговоплощении. Согласно первому, внутренняя жизнь божества есть отношение трех «ипостасей», или лиц: Отца (безначального первоначала), Сына, или Логоса (смыслового и оформляющего принципа), и святого Духа (животворящего принципа). Сын «рождается» от Отца, святой Дух «исходит» от Отца. При этом и «рождение» и «исхождение» имеют место не во времени, так как все лица христианской Троицы существовали всегда — «предвечны» — и равны по достоинству — «равночестны».

Христианство – это религия искупления и спасения. В отличие от религий, где Бог рассматривается как грозный Господин (иудаизм, ислам), христиане верят в милосердную любовь Бога к согрешившему человечеству.

Как я уже отмечал, в христианстве человек создан «по образу и подобию Божию», но первородный грех Адама «повредил» природу человека — «повредил» настолько, что потребовалась искупительная жертва Бога. Вера в христианстве неразрывно связана с любовью к Богу, настолько возлюбившего человека, что ради него он претерпел крестные муки.

Характер ислама предопределяет проникновение религиозной модели мира в саму ткань социально-политической жизни мусульман. Такая система оказывается гораздо устойчивее христианской. Именно поэтому, очевидно, она не создала предпосылок для прорыва к новой, уже нерелигиозной цивилизации.

Христианство – самая распространенная религия на земном шаре (как я уже отмечал, около 1 400 млн. человек в современном мире – христиане). В ней выделяются три основных течения: католичество, православие и протестантизм.

ИСЛАМ

Третьей (самой поздней по времени возникновения) мировой религией является ислам, или мусульманство. Это одна из самых распространенных религий: приверженцев ее насчитывается около 900 миллионов, преимущественно в Северной Африке, Юго-Западной, Южной и Юго-Восточной Азии. Арабо-язычные народы почти поголовно исповедуют ислам, тюрко-язычные и ирано-язычные — в подавляющем большинстве. Много мусульман также среди северо-индийских народов. Население Индонезии почти целиком придерживается ислама.

Ислам зародился в Аравии в VII веке н. э. Происхождение его яснее, чем происхождение христианства и буддизма, ибо оно почти с самого начала освещается письменными источниками. Но и здесь много легендарного. По мусульманской традиции, основателем ислама был пророк божий Мухаммед (Магомед), араб, живший в Мекке; он якобы получил от бога ряд «откровений», записанных в священной книге Коране, и передал их людям. Коран — основная священная книга мусульман, как Пятикнижие Моисеево для евреев, Евангелие для христиан.

Сам Мухаммед ничего не писал: он был, видимо, неграмотен. После него остались разрозненные записи его изречений и поучений, сделанные в разное время. Мухаммеду приписываются тексты и более раннего времени и более поздние. Около 650 года (при третьем преемнике Мухаммеда — Османе) из этих записей был сделан свод, получивший название Коран («чтение»). Книга эта была объявлена священной, продиктованной самому пророку Архангелом Джебраилом; не вошедшие в нее записи были уничтожены.

Коран разделен на 114 глав (сур ). Они расположены без всякого порядка, просто по размерам: более длинные ближе к началу, более короткие — к концу. Суры

мекканские (более ранние) и мединские (более поздние) перемешаны. Одно и то же повторяется многословно в разных сурах. Восклицания и прославления величия и могущества Аллаха чередуются с предписаниями, запретами и угрозами «геенной» в будущей жизни всем непослушникам. В Коране совсем незаметно следов такой редакционно-литературной отделки, как в христианском Евангелии: это совершенно сырые, необработанные тексты.

Другая часть религиозной литературы мусульман — это сунна (или сонна), состоящая из священных преданий (хадисов ) о жизни, чудесах и поучениях Мухаммеда. Сборники хадисов составлялись в IX веке мусульманскими богословами — Бухари, Муслимом и др. Но не все мусульмане признают сунну; признающие ее называются суннитами , они составляют значительное большинство в исламе.

На основе Корана и хадисов мусульманские богословы пытались восстановить биографию Мухаммеда. Самая ранняя из сохранившихся биографий составлена мединцем Ибн Исхаком (VIII век) и дошла до нас в редакции IX века. Можно считать установленным, что Мухаммед действительно жил около 570-632 гг. и проповедовал новое учение сначала в Мекке, где нашел мало последователей, потом в Медине, где ему удалось собрать много приверженцев; опираясь на них, он подчинил себе Мекку, а вскоре объединил и большую часть Аравии под знаменем новой религии. В проповедях Муххамеда, собственно, не было почти ничего нового по сравнению с религиозными учениями иудеев, христиан, ханифов: основное у Мухаммеда — строгое требование почитать только единого Аллаха и быть безусловно покорным его воле. Само слово «ислам» означает покорность.

Догматика ислама очень проста. Мусульманин должен твердо верить, что есть только один бог — Аллах; что Мухаммед был его посланником-пророком; что до него бог посылал людям и других пророков — это библейские Адам, Ной, Авраам, Моисей, христианский Иисус, но Мухаммед выше их; что существуют ангелы и злые духи (джинны ), впрочем, эти последние, перешедшие в ислам из древнеарабских верований, не всегда злы, они тоже находятся во власти бога и исполняют его волю; что в последний день мира мертвые воскреснут и все получат воздаяния за свои дела: праведные, чтящие бога, будут наслаждаться в раю, грешные и неверные гореть в геенне; наконец, что существует божественное предопределение, ибо Аллах каждому человеку заранее назначил его судьбу.

Аллах изображается в Коране как существо с чисто человеческими моральными качествами, но в превосходной степени. Он то гневается на людей, то прощает их; одних любит, других ненавидит. Как и иудейский и христианский боги, Аллах заранее предназначил одних людей к праведной жизни и будущему блаженству, других — к беззакониям и загробным мучениям. Тем не менее, в Коране, как и в Евангелии, бог многократно именуется милостивым, прощающим и пр. Важнейшее качество Аллаха — это его могущество и величие. Поэтому наиважнейшее догматическое и моральное предписание в Коране — это требование полной, безоговорочной покорности человека воле Аллаха.

Как проста догматика ислама, так же просты и его практические и обрядовые заповеди. Они сводятся к следующему:

обязательная пятикратная молитва каждый день в установленные часы; обязательное омовение перед молитвой и в других случаях; налог (закят ) в пользу бедных; ежегодный пост (ураза , в десятом месяце — рамазане ) в течение в

mirznanii.com

Чем отличается буддизм от христианства

Буддизм и христианство относятся к мировым религиям. Это значит, что они не ограничены пределами одного этноса или одной страны (как, например религия евреев – иудаизм, японский синтоизм или некоторые другие религии), а распространены среди многих народов на нескольких континентах. Чем отличается буддизм от христианства, и есть ли у этих религий общее? Вопрос интересный и предполагает основательный экскурс в историю.

Историческая справка

Буддизм среди трех мировых религий (к которым относятся также христианство и ислам) хронологически самый «старший». Он появился в 6 веке до нашей эры на территории Индии. Для сравнения: в Европе это время, когда Рим был ничем не примечательным городом в числе многих других городов-государств Италии, а архаическая Греция стояла на пороге периода своей истории, позже названного классическим – поры наивысшего культурного расцвета. Основателем религии считается Сиддхартха Гаутама, сын раджи одного из небольших индийских княжеств. Позже он стал именоваться Будда (то есть пробужденный или просветленный) Шакьямуни (из рода Шакья).

Отличие буддизма от христианства в том, что последнее появилось значительно позже – в 1 веке нашей эры. Названо так по имени Иисуса Христа, проповедовавшего новую веру на территории, где сейчас расположено государство Израиль. Но говорить о нем как об основателе религии некорректно. Так как он являлся, с точки зрения христиан, сыном Бога (в разных ветках христианства этот термин толкуется по-разному), да и учение Христа мы знаем только в пересказе его учеников – апостолов. Рассказы апостолов о жизни и деяниях Христа легли в основу Евангелия (Благой вести), являющегося одной из книг Библии.

к содержанию ↑

Сравнение

Рассматривая вопрос подробно, можно констатировать, что различия между буддистским и христианским вероучениями колоссальны. Скорее, более верным будет утверждение, что между ними нет практически ничего общего. Христианство, являясь одной из так называемых авраамических религий, возникло на основе древней еврейской религии – иудаизма, и в начальный период своей истории рассматривалось многими как одна из иудейских сект. Авраамическими считаются религии, в основе которых лежит древняя духовная традиция, восходящая к жившему в начале второго тысячелетия до нашей эры патриарху семитских племен Аврааму. К этим религиям относятся две мировых – христианство и ислам, а также национальная еврейская религия иудаизм и ряд более мелких учений, возникших на их основе.

«Базой» же для буддизма послужил индуизм – старинная арийская религия. «Отпочковавшись» от индуистского древа, буддизм получил развитие во многих странах. Причем интересно, что в стране, где он появился, – в Индии, – буддизм распространен очень незначительно. Привлекательности новой религии, помимо вероучения, добавляло отрицание присущей индуизму кастовой системы, являющейся тормозом социального развития общества. Индуизм и иудаизм, ставшие основой для возникновения соответственно буддизма и христианства, оспаривают право называться самой древней из ныне действующих религий. Хотя у индуизма позиции все же тверже, ведь религиозные практики, которые легли в его основу, зафиксированы аж в памятниках эпохи позднего неолита (шестое тысячелетие до нашей эры), в то время как иудаизм «моложе» примерно на три тысячи лет. Но это положение не бесспорно, так как преемственность неолитических практик для индуизма – предмет научных дискуссий.

В теологии христианства и буддизма нет абсолютно ничего, что бы их объединяло. Большинство исследователей считает, что буддизм – даже не религия, а философско-этическая традиция. И для этого утверждения есть все основания. В буддизме, в отличие от христианства, нет концепции бога. Будда – всего лишь «просветленный», то есть человек, постигший Истину путем медитации и освобождения от земных привязанностей. Стать Буддой – просветленным может любой человек.

Основа христианства – поклонение Творцу и следование его заповедям. Иисус является сыном Бога, и в том, какова его природа – божественная или человеческая, – христиане единодушно так и не определились. Большинство считает, что божественная, однако часть (монофизиты) утверждает, что человеческая. В христианстве существует концепция Троицы – триединства Бога в лице Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа.

Буддисты не говорят о существовании Бога. Они заявляют о наличии некоего единого закона мироздания, постигнув который путем очищения и самосовершенствования, человек становится Буддой и освобождается от череды перевоплощений (сансары). Буддисты, в отличие от христиан, в принципе отвергают любое убийство (даже для пропитания и защиты). Правда, убийство растений (тоже ведь живые существа) для пропитания ими не возбраняется. Во второй половине прошлого века буддизм, прежде популярный преимущественно в Восточной Азии (Китай, Индокитай, Япония, Непал, частично Индия и некоторые другие государства), получил распространение в Европе и Северной Америке. Большую роль в этом, в частности, сыграло творчество британской рок-группы «Битлз» и движение хиппи.

к содержанию ↑

Таблица

Итак, подведем итог, в чем разница между буддизмом и христианством. В приведенной ниже таблице вашему вниманию представлены лишь наиболее общие положения. Тем, кого тема заинтересовала всерьез, можно порекомендовать обратиться к специальной литературе, благо об этом написано немало книг.

БуддизмХристианство
СтатусПо мнению большинства исследователей – нравственно-философское учениеРелигия авраамической духовной традиции
Время возникновения6 век до нашей эры1 век нашей эры
Отношение к концепции БогаБога не существует, есть фундаментальный закон эволюции мира, постигнуть который можно, став Буддой (просветленным). В результате чего человек разрывает кольцо сансары (перевоплощений)Существует Бог – творец всего сущего. Большинство христианских церквей признает концепцию Троицы – триединства Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа
Отношение к убийствуНе допускает убийства людей и животныхДопускает убийство животных для пропитания и людей – для защиты

thedifference.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *